Кривошта Елена - психолог, тел.+380503533683
помощь психолога по skype: psychologist_elena_krivoshta

     
Главная
Статьи
Сказки
Рассказы
Семинары
Консультации
Статьи в СМИ
Контакты
Оплата
Группы
Карта сайта
 
     
     
Что новенького?

"Ребенок боится врачей"

Добавить сайт в закладки

     
   
     
 
Рассылка новостей

  Имя:

Email:

           

          
 
18.07.2011 22:00

Проверка готовности ребенка к школе у психолога. Составление карты личности ребенка

   Рисунок взят с сайта http://www.kp.ruМногие родители испытывают некоторую тревожность, когда подходит время обучения ребенка в школе. Взрослые вспоминают свои школьные годы, моменты из школьной жизни и думают о том, насколько эффективным будет этот период для их ребенка. Конечно, по возможности родители стараются подготовить своих детей и уже с 3-4 лет некоторые из них посещают курсы: английского языка, логики, подготовки к школе, танцев и многое другое. Родители занимаются развитием ребенка и решили что он готов к школе, но, тем не менее, именно психологическое тестирование ребенка позволяет составить карту личности и прогнозировать успешность его обучения.

   Для успешного обучения ребенка в школе необходимо учитывать сенситивные периоды, в рамках которых та или иная информация будет усваиваться особенно успешно, нежели в другие моменты его жизни. Сенситивными периодами называются периоды особой восприимчивости детей к каким-либо определенным способам и видам деятельности. Поэтому, очень важно вовремя отправить ребенка в школу, либо наоборот необходимо дать ему время для того, чтобы его нервная система окрепла и, поступив позже в школу на обучение, ребенок мог бы показать высокие результаты.

   Сориентироваться, когда необходимо отправить ребенка в школу поможет психолог, посредством проверки готовности ребенка к школе. Общая картина будет собрана не только по результатом тестирования ребенка, а и по отзывам родителей и близких (бабушек, дедушек), воспитателей (если ребенок посещал детское дошкольное учреждение), учителей (если ребенок посещал курсы на базе дошкольных учреждений). Из всех этих компонентов составляется карта личности ребенка, где отражены его реальные и потенциальные успехи.

   Составление карты личности ребенкаПри исследовании готовности ребенка к школе необходимо учитывать не только его знания, но и отношение к самому процессу обучения. Поэтому с того момента когда психолог поздоровался с ребенком и родителями, начинается наблюдение за поведением ребенка, анализируется отношение к тем заданиям, которые он выполняет, искусственно создается ситуация неуспеха и многое другое, что поможет раскрыть индивидуальные способности не только в сфере знаний, но и коммуникации. Родителям, как правило, предлагается анкета по Г.Хордону где они оставляют первичные данные о ребенке. Затем непосредственно при встрече происходит тестирование ребенка, которое основано на методиках: Бойхера и Витцлака. Также частично внесены стандартные тесты для исследования разных сфер жизнедеятельности ребенка: домик, прятки и другие.

   Исследованию подлежат следующие сферы:

  • мышление;
  • логика;
  • воображение;
  • память;
  • слух;
  • речь;
  • внимательность;
  • усидчивость;
  • контактность с взрослым;
  • реакция на ситуацию неуспеха (искусственно создана психологом);
  • активность;
  • самостоятельность.

   Составление карты личности ребенкаПо результатам тестирования психолог составляет карту личности ребенка, вносит собранные и полученные экспериментальным путем данные. В случае необходимости разрабатываются рекомендации и, через полгода проводится повторное тестирование (полное или избирательное) для того, чтобы можно было отметить эффективность обучения ребенка в условиях дома, либо со специалистом.

   Тестирование детей психологом перед поступлением в школу проводится дважды. За год до поступления, чтобы было время на работу в выделенных сферах и за 1-2 месяца до поступления в школу с целью проверки готовности его к школьному обучению.

   Важно провести диагностику эмоционального состояния ребенка, поскольку основываясь на ее результатах мы можем предупредить тяжелые периоды адаптации ребенка к школе. Чтобы избежать сложностей в период адаптации ребенка к школьной жизни психолог разрабатывает рекомендации для родителей, касающиеся данной сферы жизни ребенка. Если родители следуют рекомендациям психолога и смежных специалистов (воспитатель, логопед, терапевт…), то у ребенка происходит коррекция в той сфере, в отношении которой были разработаны рекомендации. Например:

  • логико-математическая сфера;
  • речевая сфера;
  • взаимодействия с окружающим миром;
  • развития мелкой моторики рук;
  • сфера социальной компетентности.

   Помните о том, что наиболее точно и объективно оценить уровень развития ребенка, его знаний и умений может только специалист – психолог. Своевременное обращение к психологу по вопросу проверки готовности ребенка к школе позволяет своевременно уделить внимание необходимой сфере развития и привести ее в соответствие со школьными требованиями. Таким образом, родители получат от психолога адекватную оценку способностей своего ребенка и, при необходимости, соответствующие рекомендации.

   Иногда родители ошибочно полагают, что достаточно дать ребенку первичные знания, натаскивают его в чтении, счете, заучивают с ним готовые ответы. Необходимо понять, что проверка готовности ребенка к школе не экзамен, это процедура проводится в интересах ребенка. Так как именно после проверки его готовности к школьному обучению можно разработать план корректировки некоторых сфер его знаний, в том числе и социальной. Пройдя тестирование, мы можем судить о том, насколько ребенок готов не только интеллектуально, но и морально, духовно. Для ребенка, который идет в первый класс происходит перестановка приоритетов, меняется ритм жизни, социальная ситуация. Ребенок, попадая в новую ситуацию, проходит период адаптации, и именно психологическое тестирование позволяет составить прогноз и дать родителям соответствующие рекомендации, чтобы сгладить этот период.

   Как проходит тестирование?

   Когда психолог встречается с ребенком, то с момента встречи идет анализ его поведения:

  • как поздоровался;
  • как вошел в кабинет (опасаясь, легко, нехотя);
  • как выбрал себе место в кабинете (на какой стул сел);
  • ищет поддержку родителей или достаточно самостоятелен;
  • как ощущает себя в новой обстановке с новым взрослым;
  • как общается со взрослым и так далее.

   Непосредственно тестирование, эмоциональный контакт, мотивация, поощрение и другое, все это сливается в одну единую картину для специалиста, который может оценить потенциал ребенка, его возможности в сфере обучения.

   Картинка взята с сайта http://www.murtts.wordpress.comЕсли ребенок заинтересован в общении, хочет узнать что-то новое, тогда ему будет легче адаптироваться к школьной жизни, и он будет успешным учеником, даже если на период 1 сентября он не умеет дать характеристику согласных и гласных букв. Именно его мотивация (желание больше знать и общение с ровесниками) будет стимулировать его к обучению.

   Если ребенок мало общался со сверстниками, не посещал детский сад, жил на даче с бабушкой, гулял с няней или родителями, которые вмешивались в процесс его общения с детьми («Не мешай девочке играть»), то имея знания (полученные при работе с репетитором или родителями) он может показывать низкие результаты обучения в школе. Период адаптации такого ребенка будет более стрессовым и угнетенным, подкрепленное чувством страха эмоциональное состояние будет блокировать его возможности в процессе обучения. Такие дети хотят сидеть сами за партой, они ограждают себя от общения, хотят быть незаметными как для сверстников, так и для учителя. Поэтому важно создать для такого ребенка ситуацию, где он получит общение, которое подготовит его к школе. Общение можно получить во время групповых занятий, на детских площадках (где он будет иметь возможность общаться с тем, с кем захочет, без подсказки взрослых), в развлекательных центрах. Чем больше у ребенка точек соприкосновения со сверстниками, тем легче он будет адаптироваться к школьной жизни.

   Психологическое тестирование и проверка готовности ребенка к школе дают объективную оценку способностей ребенка, позволяют составить прогноз по вопросу адаптации и школьной успеваемости. А своевременная корректировка некоторых сфер восприятия дает ребенку возможность проявить себя более успешно в процессе обучения и школьной жизни класса. Именно поэтому все мероприятия направленные на оценку и анализ данных ребенка в интересах как самого ребенка, так и родителей.

   Я желаю Вашим деткам легкой учебы и отличных результатов.

С уважением и любовью

психолог Кривошта Елена


Вверх>>Статьи по психологии >> Проверка готовности ребенка к школе у психолога. Составление карты личности ребенка