Кривошта Елена - психолог, тел.+380503533683
помощь психолога по skype: psychologist_elena_krivoshta

     
Главная
Статьи
Сказки
Рассказы
Семинары
Консультации
Статьи в СМИ
Контакты
Оплата
Группы
Карта сайта
 
     
     
Что новенького?

"Ребенок боится врачей"

Добавить сайт в закладки

     
   
     
 
Рассылка новостей

  Имя:

Email:

           

          
 
31.03.2011 10:30

Дети на дороге

Дети на дороге    Каждый день, утром я веду свою дочь в садик. И каждый день вижу одно и то же. Перекресток: ул. Тростянецкая пересекается с Харьковским шоссе. Все спешат: одни торопятся на работу, другие домой, третьи по важным делам…

   Идет бабушка держит за руку внука и бежит с ним через перекресток на КРАСНЫЙ СВЕТ, потому что уже 8.25 и она опаздывает в детский сад «Радосинь». И уже через неделю она мне почти знакомый человек, потому что 5 раз в неделю я вижу, как она бежит вместе с внуком, их трудно не запомнить. Бабушка учит своего внука, что можно пренебрегать своей жизнью 5 раз в неделю из-за 70 секунд ожидания на светофоре. И если бы это была одна бабушка, я бы могла подойти и попробовать ей объяснить что через 10 лет, когда ее внук вырастет и будет сам перебегать дорогу на красный свет, его может сбить машина. Такое было и не раз, и самое главное, для родителей пострадавшего ребенка чаще всего оставался виноват водитель, молва о нем пойдет примерно в таком духе: «Был пьян», «Купил права», «Уволили на работе, нервничает»… То есть он виноват, а то, что родители или бабушка водили своего ребенка в парк, детский сад, школу и всегда бежали с ним на красный свет никто и не вспомнит, ведь тогда придет отчаянное чувство вины из-за каких-то 70 секунд ожидания.

Дети на дороге   А еще есть прохожие без детей, которые косвенно учат тех, кто рядом тому что можно нарушать правила дорожного движения. Смотрит моя дочь, как дядя, оглядываясь, перебегает дорогу, и спрашивает: «Мама, а почему ему можно идти на красный свет светофора, а нам нельзя?» Я учу ее: «Необходимо соблюдать правила дорожного движения. Зеленый свет для нас пешеходов, поэтому мы идем только на зеленый свет. А тот, кто идет на красный свет поступает не выгодно, потому что он сам ставит себя в опасную ситуацию».

   Почему мы забываем прописные истины? Правила дорожного движения были созданы не для взнимания штрафов, а для безопасности, как пешеходов, так и водителей.Неужели надо пережить что-то неприятное, для того чтобы сделать верные выводы? Тогда человек поймет, что поступал неверно, но иногда это понятие приходит слишком поздно и уже даже неважно для жизни того, кто нарушал.

   Можно еще зафиксировать внимание на том, каким образом один человек влияет на психологию других людей через банальные механизмы психологии толпы. Почти каждый из нас переживал это влияние, когда один из пешеходов переходит дорогу на красный свет, а другие «дергаются», оглядываются в поиске «спутника», есть ли еще желающие перебежать перед машинами. У одного человека заложено в психике знание о том, что можно перебежать через дорогу на красный свет, и он своим поступком вскрывает тех, у кого тоже есть такое знание, но они сомневаются. Поэтому одни перебегают вслед за таким человеком, другие остаются и решают перебежать или нет (можно увидеть как такие люди ставят ногу на дорогу и не бегут, но смотрят можно еще успеть вслед за другими или нет), и третьи которые ждут спокойно зеленый свет. Психология толпы имеет влияние на тех, кто сомневается в принятом решении.

   Если заглянуть в детский мир и увидеть наше окружение глазами детей, то самое важное место в глазах ребенка занимает родитель. Любой взрослый человек для ребенка - это человек с большими знаниями, и не важно, с правильными и полезными, или опасными и невыгодными для ребенка. Дети не сортируют события как мы, не оправдывают никого, они просто интересуются. «Почему»? Поэтому еще в детстве ребенок приобретает такие понятия, как «Правило», «Нарушение правил», «Соблюдение правил». И через 10 лет уже ничем не вытеснишь эти знания, особенно если они основывается на детском опыте и одобряемы поведением взрослых.

   Андрей 18 лет. «Я попал под машину. Бежал на красный свет. Просто думал, успею и все, я ведь всегда успевал. Все произошло очень быстро. Удар, я упал, подбежал водитель, кричит что-то, но я его не слышал, почувствовал, что гудит в голове, и потерял сознание. Когда пришел в себя увидел маму, она плакала. Я спросил, что случилось, она сказала, что меня сбил пьяный водитель, козел какой-то, и она начала ругать его. Потом успокоилась и спросила, что у меня болит. В общем, через две недели меня выписали. Мама уже дома сказала, что водитель не был пьян, что приходил домой и предлагал помощь, хотя ГАИ установило, что с его стороны нарушений не было. Мне очень повезло, врач говорил, что родился в рубашке. С тех пор дорогу перехожу только на зеленый свет и еще всегда оглядываюсь, как будто жду, что выскочит машина».

   Андрей сказал очень важную фразу: «Думал что успею, всегда же успевал». То есть он так делал не первый раз, он предпочитал не ждать и шел на риск, не понимая до конца, что опасно идти на красный свет. Ему 18 лет, взрослый юноша, а допустил такую ошибку. Чего же тогда требовать от детей. Они будут делать, так как делали всегда с родителями, бабушкой или дедушкой, старшей сестрой - бежать на красный свет. Наши дети снимают с себя ответственность, так как считают, что старшие несут ответственность за них: «Нам лучше знать, что тебе надо», «Я должна дать тебе образование», «Мы должны помочь тебе стать на ноги», «Мы с папой решили». Родители решают глобальные вопросы, а вот правила дорожного движения пусть учат в садике, в школе, в институте…

   В детских садах есть специальные уголки посвященные правилам дорожного движения, проводятся игры с элементами поведения на дороге. Детей учат и у них спрашивают о том, как надо перейти дорогу. Но также мне кажется, необходимо спрашивать детей о том, как они переходят дорогу с теми, кто ведет их в садик.

   Данил 4 года. Мы с бабушкой бегаем в садик кто быстрее, а когда рядом дорога она берет меня за руку, и мы бежим вместе через дорогу. Бабушка и я все время опаздываем, поэтому нам, некогда ждать зеленый свет. Бабушка говорит, что если машин нет, можно идти, а то так устанем ждать.

Дети на дороге   При этом Данил в садике с важным видом рассказывает, как надо правильно переходить дорогу. Он знает как надо, но вместе с бабушкой так не делает, потому что рядом есть взрослый человек, который держит его за руку и за него принимает решение как идти. Во взрослой жизни Данил всегда будет перебегать дорогу на красный свет, будучи уверенным, что так делать можно. Его с детства так учили, и при этом никто не скажет, что он не знает, что идти на красный свет через дорогу нельзя. Данила еще в садике научили:

…Мы на красный не пойдем,
Постоим и подождем.
Правила движения
Достойны уважения!

   Но близкие и значимые люди дали ему другой опыт, реальный. Есть такое понятие в любой науке: теоретический и практический аспекты. Так вот теорию можно знать на пять, а практически использовать знания на 2. Дорогие родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры когда ведете ребенка за руку и стоите на краю дороги подумайте о последствиях, прежде чем переходить дорогу на КРАСНЫЙ СВЕТ.

   Знания, которые человек приобрел из теоретического материала, подтвержденные практической стороной являются самыми надежными. Поэтому если Вы будете соблюдать правила дорожного движения в любой ситуации, невзирая на время и спешку - Вы дадите своему ребенку необходимое единство требований, когда теория и практика сойдутся и дадут однозначное отношение к ситуации на дороге. На красный цвет идти нельзя.

   Я желаю Вам зеленой дороги во всех делах.

С уважением и любовью

психолог Кривошта Елена.


Вверх>>Статьи >> Дети на дороге