Кривошта Елена - психолог, тел.+380503533683
помощь психолога по skype: psychologist_elena_krivoshta

     
Главная
Статьи
Сказки
Рассказы
Семинары
Консультации
Статьи в СМИ
Контакты
Оплата
Группы
Карта сайта
 
     
     
Что новенького?

"Ребенок боится врачей"

Добавить сайт в закладки

     
   
     
 
Рассылка новостей

  Имя:

Email:

           

          
 

Влияние игрушек на формирование личности ребенка

Влияние игрушек на формирование личности ребенка.

   Конец ноября, но уже начинается подготовка к Новому году. Родители спрашивают у своих детей о том, что они хотят, чтобы им принес Святой Николай и Дед Мороз. Предлагают написать письмо, чтобы Святой Николай и Дед Мороз точно знали, что хочется маленькому автору письма. Для ребенка важно верить в Деда Мороза, Святого Николая и других персонажей, которые по традиции дарят подарки, внимание, заботу только послушным детям. Это своего рода рычаг давления на ребенка через мифического персонажа, посредством которого можно регулировать его поведение. Вспомните себя ребенком, сколько раз мама или папа приводили такой довод: «Вот увидит Дед Мороз, какой ты непослушный, и не подарит тебе подарок, скажет - не слушается, значит, не заслуживает». Но это не всегда действует, летом вспоминать Деда Мороза неуместно, но с конца ноября и до самого Нового года это весомый аргумент. У ребенка появляется стимул быть послушным. На мой взгляд, это лучше чем пугать доктором, который сделает укол в язык, или собачкой, которая может укусить за попу, или милиционером, который может забрать в тюрьму. Родители часто недооценивают то, что говорят своему ребенку или то, чем подпитывают его детство. Детство это очень важный период в жизни Вашего ребенка, поскольку в этот период происходит формирование личности. Существует много факторов, которые влияют на формирование личности ребенка и один из них это его игрушки. Что Вы дарите своим детям, что покупаете, какой интерес в них поддерживаете?

   Игрушка – это инструмент психологического, эмоционального и физического развития ребенка. Она помогает ребенку подготовиться ко взрослой жизни через игровую деятельность, используя игрушки. В процессе игры активно развивается воображение, память, мышление, коммуникабельность, усидчивость, оттачивается речевая функция, моторика, способность концентрации внимания и многое другое.

   Нельзя недооценивать влияние игрушек на формирование личности ребенка. Если родители воспринимают окружающий мир враждебным, опасным, то и их дети будут так же его воспринимать, они будут видеть то же, что и их родители, но по-детски. Посмотрите, какую часть игрушек у Вашего ребенка составляют автоматы, пистолеты, пушки, ножи, мечи и так далее. Если их количество переваливает за 30%, то необходимо понимать, что Вы готовите бойца, формируете в своем ребенке негативное мировосприятие, идею о том, что агрессия и нападение вот главные атрибуты современного взрослого человека. С детских лет через такие игрушки Вы внушаете ему, что надо стрелять, защищаться, нападать, что надо кого-то убивать. Грубо, но так и есть. Причем, оружие есть не только у мальчиков, но и у девочек, хотя конечно реже. Часто родители недооценивают влияние таких игрушек на формирование личности ребенка.

Влияние игрушек на формирование личности ребенка.

   Катя, 36 лет: у моего сына Димы почти все игрушки с военной тематикой. От оружия до солдатиков. Современные мультфильмы ему тоже нравятся, где стреляют, где плохой герой погибает, а хороший побеждает. Мы даже не задумываемся, что ему подарить на праздники, он любит «стрелялки», этим все сказано. Когда ему исполнилось 4 года, Дима стал направлять оружие на меня, на свою сестру, причем прямо в лицо и говорить: «Я тебя убил, падай». Первое время мы не реагировали, нам казалось даже забавно, но когда это стало носить постоянный характер, меня это встревожило. Он «убивал» меня и сестру каждые 2-3 часа. Папу и дедушку при этом не трогал, боялся. Вот тут мы и встревожились. Посетив психолога, мы получили рекомендацию постепенно переключить его на более позитивные мультфильмы, на развивающие игрушки, книги, лепку, рисование. Сразу было очень тяжело, так как он игнорировал мультфильмы, или говорил, что ему хочется другой, его любимый про «стрелялки». Когда ему читали книги, то он не мог усидеть на месте, когда рисовали, то его внимания хватало на 10-15 минут. Поэтому рекомендации психолога на первый взгляд показались нам неуместными. Как мы его заставим, если он такой неусидчивый? Через неделю усилий проявились первые результаты. Первый раз он спросил меня о том, как чувствует себя Полинка (его сестра). Я подумала случайность, Дима очень эгоистичный и агрессивный, чтобы спрашивать такое. Еще через день он сам выбрал книгу про зверей и попросил почитать. Тут я поняла это уже не случайность, Дима начал получать удовольствие от других занятий. Теперь вечером мы всей семьей забираемся на диван и вслух читаем книги, при этом Дима любит чтобы мы путали имена героев, он нас тогда поправляет и громко смеется, потому что мы взрослые запутались. На праздники он больше не получает «стрелялки» и всех родственников и друзей мы попросили не дарить ему оружие и страшных монстров. Книги и логические игрушки вот что теперь для него важно. Конечно, иногда он играет с оружием, но значительно реже и на людей оружие больше не направляет.

Влияние игрушек на формирование личности ребенка.

   Как научить ребенка быть дружелюбным? Только через себя. Если Вы родители большую часть времени испытываете негативные эмоции, такие как: агрессия, чувство одиночества, комплексы неполноценности, обиду, претензии тогда Ваши дети будут испытывать то же самое. Вы можете тысячу раз сказать своему малышу: «Андрей, надо быть дружелюбным», но если Вы не такие, то он никогда не будет дружелюбным, потому что Вы недружелюбны, а он Ваш ребенок. Необходимо научить ребенка ценить себя, своих близких и друзей. Он научится этому при одном условии - если Вы сами этому следуете. Необходимо показывать, как Вы любите своих родителей, как безвозмездно дарите им свое внимание, не рассчитывая при этом получить что-то материальное. Если родители часто общаются с кем-то и берут своего малыша с собой когда идут в гости, то и он впитает это как правило жизни. «Друзья, это для меня, потому что это было для родителей и я это видел, и я это слышал». Учите своего ребенка любить Вас не за игрушки, а за то, что Вы рядом, что именно Вы его родители.

   Дружелюбие, позитивное мировосприятие, любовь, заботу можно развить при помощи игрушек. Желательно покупать своему малышу яркие, интересные, позитивные игрушки. Иногда ребенок выбирает в магазине на Ваш взгляд темноватую, возможно даже некрасивую игрушку и говорит: «Эту хочу». Ваша задача не сказать сразу: «Нет», а понять чем могла привлечь его игрушка. Возможно это глаза игрушки или текстура, либо общий фон игрушки. Такую игрушку стоит купить, обязательно предложить дать ей имя (если это мягкая игрушка, либо кукла) и уже дома попробовать поговорить о том, какая она эта игрушка. Предложить на выбор следующие характеристики игрушки: добрая, злая, сердитая, упрямая, красивая, вежливая, послушная и так далее. Эта игра позволит ребенку развить навыки общения и воображение, ведь чтобы определить какими свойствами обладает новая игрушка необходимо задуматься и увидеть ее не только внешнюю сторону, но и внутреннюю. Возможно, на каком-то этапе эта игрушка будет лучшим другом для Вашего ребенка. Он возьмет игрушку в детский сад, на прогулку, пойдет с ней к врачу, будет говорить с ней так ласково, как говорит с ним его мама. Он знает, что есть тот, кто не обидит, кто не уйдет, кто никогда не скажет: «Иди в угол, ты наказан». Посмотрите, как ребенок играет с игрушкой, и Вы увидите свои взаимоотношения с ребенком, где малыш играет Вашу роль (родитель), а игрушка это он (ребенок). Это позволит Вам взглянуть со стороны на Ваши взаимоотношения с ребенком, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка.

   Как правильно покупать игрушки своему ребенку. Прежде чем идти с ним в магазин необходимо обсудить какую игрушку ребенок хочет получить. Это должна быть запланированная покупка, никаких дополнительных игрушек. Обсудить цену, то есть сказать ему: «Если игрушка будет очень дорогой, надо будет выбрать другую, чтобы мы могли ее купить. Договорились?» Говорить малышу: «…денег нет!» не стоит, так Вы программируете и себя и своего ребенка на то, что в семье нет денег. То есть привлечете ситуацию, когда действительно денег не будет. Лучше сказать: «В наши планы входила покупка игрушки на такую сумму. Эта игрушка дороже, поэтому выбирай другую». Если ребенок пришел в магазин и просит уже другую игрушку, можно ему уступить, но с условием, что на этой неделе, или в этом месяце покупать другие игрушки не будем. И самое главное, что после этих слов необходимо быть настойчивыми, то есть дали слово - держите. Если Вы не будете сдерживать данных ребенку обещаний, тогда он также не будет сдерживать данных Вам обещаний. Вы учите его через себя, важно об этом помнить.

   Чем более разноплановые игрушки у Вашего ребенка, тем более гармоничной будет личность Вашего ребенка. От машинки до коляски, не должно быть деления игрушек только для мальчиков или только для девочек. Понятно, что машинок и пистолетов больше у мальчиков, лошадок и кукол больше у девочек, но это только потому, что родители навязывают ребенку, что он должен носить, любить, что ему должно нравиться.

Влияние игрушек на формирование личности ребенка.

   Петр, 43 года: когда родился сын, радости не было предела. Я только и делал, что мечтал о том, какие машинки ему куплю, на какое озеро поедем с удочкой, какой он у меня будет мужчина. Через полтора года я понял, что мой мальчик плаксивый, требовательный и иногда нервный. Машинок я накупил много, но он как-то их не оценил: ломал, ковырялся в них, говорил что они плохие. Я расстраивался, а тут еще и свекровь подарила ему коляску катать на улице. Я злился, потому что из моего мальчика, делают какую-то девочку. Антону очень нравилось возить коляску, поломал штук 5 за год. Он с ней бегал, на горку лез, в песке с ней играл. Я только возмущенно посматривал на супругу. Она приводила в пример других мам, которые вычитали в журнале что надо покупать разноплановые игрушки и мальчикам, и девочкам. А еще через два года мой сын сказал: «Папа давай Деду Морозу закажем на Новый год машинку красную на батарейках». Я обрадовался, а когда мы гуляли он отвел в магазин и показал машинку которая понравилась. Мы ее уже купили, но Дед Мороз ее сыну еще не подарил. Я вдруг понял, что если отец любит машинки, то и сын будет их любить и возможно то, что Антон возил коляску вовсе не плохо, а хорошо, потому что к машинке он пришел сам, без моего давления.

   Если подпитывать интерес ребенка только к машинкам, тогда мы получим личность у которой будет узкое мировосприятие. Ему в жизни нужна будет только машина, он ее купит, он будет в ней отлично разбираться, он сможет даже реализовать себя в профессии, где главным звеном будет машина. При этом, семейная жизнь, дружба, взаимоотношения с родственниками и знакомыми могут не приносить удовлетворения на все 100%. Узкое восприятие дает обратный эффект, в одном направлении плюс, в других направлениях минус. Поэтому задача каждого родителя развивать в ребенке понятие того, что жизнь это вечная ценность, что человек всегда выше денег, что взаимоотношения это главное богатство каждого из нас, что игрушка для ребенка, а не ребенок для игрушки. Понятно, что стремится к благополучию это важно, что наш мир материален и хочется комфорта, но забывать об общении, о влиянии друг на друга никогда нельзя. Покупайте пазлы, книги, коляски, лошадей, динозавров, развивающие коврики, мячики, шарики, игрушки для купания, краски, альбомы, карандаши, пластилин, бисер и многое другое, одним словом все то, что разнообразит Вашу жизнь и жизнь Вашего ребенка. Обучение не только вглубь но и вширь, чтобы у Вашего ребенка было право выбора что любить, чем интересоваться, к чему стремится. Позволяйте делать ребенку выбор уже тут в детском магазине, причем не все подряд, а только то, что запланировано, то о чем он говорилось раннее. Учите выбирать не только игрушки, но и одежду, обувь, шапку. Интересуйтесь: «Тебе нравится? Ты доволен». Когда ребенок в детстве делает выбор сам, то во взрослой жизни ему это будет даваться легко и просто, он не будет тревожиться, нервничать, переживать, спрашивать совета, он будет делать выбор, выгодный для себя.

   Итак, скоро Новый год. Для ребенка это время подарков, время улыбок, ощущения счастья, это время когда все мечты сбываются. Пишите письмо вместе с ребенком Святому Николаю, Деду Морозу о том, что хочется получить. Но всегда интересуйтесь у ребенка: «А почему Святой Николай (Дед Мороз) тебе должен дарить подарок?» Пусть малыш подумает, за что он получает подарки. Натолкните его на правильное рассуждение (если он задумался). Когда я спрашиваю свою дочь Аннушку об этом, она легко отвечает:

- Потому что я красивая, умная, послушная, здоровая;

- А еще за что?

- За то, что я люблю маму и папу, дедушку, бабушку, Оксану Григорьевну (воспитатель), Свету люблю (нянечку), за то, что меня Бог любит…

   Через такой вопрос ребенок понимает, что подарки получают только те, кто их заслуживает. Поэтому они чаще будут прикладывать усилия, чтобы соответствовать требованиям родителей, чтобы Святой Николай и Дед Мороз могли их за это наградить игрушкой.

   Не обязательно чтобы игрушка была супердорогой, важно чтобы она была куплена не из чувства долга, а из любви к своему ребенку. Не потому что так положено, а потому что хочется доставить радость своему малышу. Я от всей души желаю Вам приятных покупок и много радости в Вашей жизни.

С уважением и любовью

психолог Кривошта Елена


Вверх>>Статьи по психологии >> Влияние игрушек на формирование личности ребенка