Кривошта Елена - психолог, тел.+380503533683
помощь психолога по skype: psychologist_elena_krivoshta

     
Главная
Статьи
Сказки
Рассказы
Семинары
Консультации
Статьи в СМИ
Контакты
Оплата
Группы
Карта сайта
 
     
     
Что новенького?

"Ребенок боится врачей"

Добавить сайт в закладки

     
   
     
 
Рассылка новостей

  Имя:

Email:

           

          
 
30.04.2010 13:40

Практикующий психолог

Практикующий психолог

   Профессия психолога в наше время достаточно распространена. Но, несмотря на то, что специалистов в данной области множество, равно как методов и подходов, помощь психолога у большинства отождествляется с психиатрией. Бытует мнение, что к психологу обращаются люди с ненормальной психикой. Это мнение ошибочное, так как психолог работает с людьми, которые находятся в норме, но в силу индивидуальности их восприятия объективной реальности ввели себя в затруднительную ситуацию. Работа психолога с клиентом заключается в активации ресурсов последнего для осознания и преодоления ситуации.

   Большинство из тех, кто хочет получить помощь психолога, не может определиться с выбором. Одни говорят: «Мне нужен практикующий психолог». Другие вторят им: «Не практикующий, а практический психолог». Третьи восклицают: «Мне нужен хороший психолог или еще лучше профессиональный психолог». Услышав это несколько раз, я сочла своим долгом внести ясность в вопрос о том, кто такой практикующий психолог, чем он занимается.

   Если Вы считаете, что Вам нужна помощь психолога, то поможет Вам только практикующий психолог. Это специалист, который имеет психологическое образование, и на регулярной основе занимается консультационной практикой. Понятие «профессиональный психолог» это практически любой психолог, который получил соответствующее образование и работает по специальности, а также постоянно совершенствует свое мастерство через посещение тренингов, семинаров и курсов своих коллег. Ну а хороший психолог или нет, судить Вам, но при этом следует оценивать не только результаты работы психолога, но и Ваши усилия, которые Вы приложили в процессе психологического консультирования.

   Обращение к психологу означает, что человек начал двигаться в направлении решения своей проблемы. Человек говорит: «У меня нет денег, мне изменяет жена, ребенок меня выводит, теща достала замечаниями и т.д.». У него сформировалось отношение к происходящему таким образом, что он назначает кого-то виноватым в том, что с ним происходит. На подсознательном уровне человек уходит от ответственности, чтобы не травмировать себя. То есть, окружение делает его жизнь такой сложной и невыносимой, не он сам, а все вокруг кто соприкасается с ним. Человек считает, что страдания ему причиняет окружающий мир, не осознавая, что к происходящему в своей жизни он имеет самое непосредственное отношение. Внешние события являются следствиями внутренних причин. При такой расстановке сил человек в большинстве случаев оказывается в сложных жизненных ситуациях. И хорошо если в данной ситуации он решился разобраться, и именно консультация психолога способна ему помочь.

Практический психолог

   Проблема — это не то, что происходит с человеком, а то, как он к этому относится. Проблема заключается не в ситуации, а в способе ее восприятия человеком.

   В период проведения консультационных сеансов практикующий психолог дает возможность человеку осознать себя творцом своей жизни, он помогает увидеть причины в себе, а не в других, и принять решение для эффективного движения вперед.

   «Взяв ответственность на себя, я могу что-то изменить в своей жизни» - вот девиз для того, кто принял решение не бояться ответственности. Перед человеком открываются перспективы быть креативным и инициативным творцом своей жизни. Хотя эти перспективы всегда были перед ним открыты, но блокировка, которая идет с детства и навязана воспитанием (родителями, воспитателями, учителями и др.), не дает ему это осознать. Осознание причин, «…почему я оказался в такой ситуации» является ведущим в работе с психологом.

   Если согласиться, что человек сам источник своих проблем, то решить их можно, работая, прежде всего с ним. Но представление клиента о том, что такое помощь, сильно отличается от действительно психологической помощи.

Чаще всего человек ожидает, что психолог будет занимать ту или иную позицию:

  • решит проблему за него («Избавитель»);
  • даст умный совет («Авторитет»);
  • пожалеет и посочувствует («Хороший человек»);
  • видит клиента насквозь и знает, что тому надо для счастья («Волшебник»);
  • поставит диагноз и выпишет лекарство («Доктор»);
  • осудит и вынесет суровый приговор тем, кто его обижает («Судья»).

   Все это ошибочные представления большинства о психологической помощи. На самом деле помощь психолога заключается в активации ресурсов клиента, в осознании клиентом своей ответственности в каждой ситуации, которая была в его жизни.

   Часто работая с клиентами можно услышать вопрос-просьбу: «Подскажите, как мне поступить, что делать?»

   Советы практикующий психолог не дает, строгие рекомендации и инструкции к действию тоже. Он раскрывает Вашу ситуацию с той стороны, которую Вы видеть не хотите (действует система самозащиты), он предлагает стать сильным, ответственным, независимым.

   Если Вы не готовы к сотрудничеству для своей пользы, то необходимо принять те обстоятельства, в которых Вы пребываете. Надо перестать испытывать угрызения совести по данному поводу, чувство вины, отчаяния, безысходности. Надо сказать себе: «Это моя норма» и жить в этой норме без сожаления. Иначе Вам не избежать депрессии, самообвинения, лжи….

   Психолог может помочь только тому, кто этого хочет. Кто идет ради интереса, или просто ради опыта общения, без желания изменить свою жизнь к лучшему потратит зря время и деньги.

   Сам процесс психологического консультирования складывается по-разному. У одних как вопрос-ответ, у других, как исповедь клиента, у третьих как легкое общение, либо как трудный разговор. Конкретного стандартизированного способа осуществления психологической помощи нет. Все складывается интуитивно, хотя ведет разговор в нужном русле конечно психолог. Поэтому настраиваться на то, как это будет у Вас бесполезно. Важно понимать, что главной скрипкой в общении будет, прежде всего, Ваша искренность и готовность менять свою жизнь к лучшему. Только при такой установке возможно эффективное общение.

Практикующий психолог

  Основной документ, на который опирается практикующий психолог в работе с клиентом это «Этические принципы и правила работы практического психолога».

   Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Украины, защищающих права человека.    В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:


  1. Принцип не нанесения ущерба клиенту. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
  2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
  3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к клиенту, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
  4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни клиента, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
  5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать клиента об этических принципах и правилах психологической деятельности.
  6. Правило взаимоуважения психолога и клиента. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Украины. Работа допускается только после получения согласия клиента в ней участвовать.
  7. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья клиента.
  8. Правило предупреждения неправильных действий.
  9. Правило сотрудничества психолога и клиента. Психолог обязан уведомить клиента о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных клиентом вопросов, в пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
  10. Правило профессионального общения психолога и клиента. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у клиента чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с клиентом разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ВУЗе.
  11. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
  12. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
  13. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
  14. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, ему известных, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений о личностях, которых диагностировал.
  15. Правило кодирования сведений. Во всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество клиентов, а присвоенный им код, известный только психологу.
  16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с клиентом список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим его, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
  17. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера о клиенте ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

   Опираясь на информацию данной статьи, Вы можете получить представление о целях, формах и методах работы психолога. Важно ориентироваться в данных вопросах, так как выбор специалиста в области психологии будет играть решающую роль в качестве полученных результатов. Так же важно помнить о том, что психолог должен Вам нравиться, Вы должны доверять ему, не стесняться отвечать на любой его вопрос. Если Вы пришли на консультацию, семинар или тренинг впервые и Вам что-то не нравится, то лучше не продолжать работать с этим специалистом и обратиться за помощью к другому психологу. Помните, выбор всегда за Вами.

   Использованы материалы: «Мастерская психологического консультирования» Петрушин С.В.

   Удачного Вам выбора.

   Приглашаю всех желающих на мои семинары, время и место оговариваются дополнительно.

С уважением и любовью

психолог Кривошта Елена


Вверх>>Статьи по психологии >> Практикующий психолог